«Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!»» Е. Щукина
Что же влияет на красоту речи? Этих факторов много, и один из них – грамматический строй речи. Грамматический строй речи — это взаимодействие слов в словосочетаниях и предложениях, включает в себя: морфологическую систему — умение владеть приемами словоизменения и словообразования и синтаксическую систему – умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.
16.04.2019г. В МАДОУ №33 свой опыт работы на эту тему представила городская творческая группа учителей – логопедов и учителей – дефектологов «Организация коррекционной помощи детям с ОВЗ в ДОО в современных условиях», функционирующая на базе МАДОУ № 33 (руководитель творческой группы Долгова Ю.В.). На городском методическом семинаре «Формирование грамматически правильной фразы (от простой к сложной) у детей с ОВЗ» были созданы условия для повышения теоретического уровня и совершенствования практических навыков в организации работы учителей-логопедов, учителей-дефектологов и воспитателей коррекционных групп ДОО.
Открыла семинар методист МБУ ДПО УМЦ г. Салавата Валиева Д.Р.. Приветствовала гостей заведующий МАДОУ № 33 Титова И.А.
Учителя – логопеды (ДОО № 33, 1, ЦПМСС «Мир») и учителя – дефектологи (ДОО № 33, 18, 9, ЦПМСС «Мир») рассказали и продемонстрировали на видеоматериалах особенности технологии применения опорных карт и карточек для развития и совершенствования грамматического строя речи детей с ОВЗ (нарушения речи, слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата).
Принцип работы с опорными картами и карточками: применение изображения предмета или символа на каждое слово (предмет, действие, предлог, местоимение, признак…).
Опорные карты и карточки
- облегчают запоминание и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций,
- позволяют детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить, а самое главное, расширять фразу,
- расширяют круг знаний детей об окружающем, активный и пассивный словарь,
- повышают интерес к заучиванию стихов,
- помогают преодолевать робость, застенчивость.
Так как каждая карточка обозначает отдельное слово, то при формировании у детей представлений о слове и предложении дети более конкретно понимают границы слов, их раздельное написание и последовательность.
Участники семинара взяли на себя роль детей:
— поиграли в игру с опорными карточками «Построй фразу»
— расшифровали песню по опорной карте и спели ее.
Участники семинара получили дополнительную информацию о работе консультационного центра на базе МАДОУ № 33, которую представила педагог-психолог ДОУ Тихоблаженко А.В. в частности она рассказала о том, что в нашем центре могут пройти обследование дети с подозрениями на РАС (расстройства аутистического спектра).
А так как 16.04.2019г. Всемирный день голоса, среди гостей семинара присутствовала врач-отоларинголог Сыраева Н.И., которая ответила на вопросы о межведомственном взаимодействии в медицине и педагогике.
Семинар был организован четко, содержательно, продуман до мелочей и ориентирован на плодотворную работу. Спасибо гостям и организаторам.
Учителя-логопеды МАДОУ № 33 г. Салавата: Антипина Ю.М., Долгова Ю.В.